Заглавная Развитие_Москвы Кремль Направления Галлерея Ссылки Общение
 

Из истории Кремля

Стены и башни Кремля

Соборная площадь

Церковь Ризположения

Успенский собор

Благовещенский собор

Архангелский собор

Колокольня Ивана Великого и Звонница

Собор Двенадцати Апостолов и Патриаршие палаты

Потешный дворец

Арсенал

Здание Сената

Большой Кремлевский Дворец

Грановитая Палата

Теремной Дворец

Верхоспасский собор

Царь-пушка

Царь-колокол

 

 

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР


В юго-западном углу Соборной площади, напротив Архангельского собора, рядом с Большим Кремлевским дворцом расположен Благовещенский собор.

Первый каменный храм Благовещения был построен сыном Димитрия Донского, великим князем Василием, в 1397—1416 гг. В 1405 т. его расписали знаменитые художники того времени — Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца.

В 1482 г. за ветхостью собор разобрали до подклета, и на его месте при Иване III в 1484—1489 гг. псковские мастера построили новый трехглавый храм из кирпича., С трех сторон его окружала открытая паперть-гульбище.

В пожар 1547 г. собор сгорел и был восстановлен при Иване Грозном в 1562—1564 гг. Паперть перекрыли сводами, на углах образовавшейся галереи возвели четыре небольшие церковки в память христианских праздников. С юго-восточной стороны собора пристроили крыльцо, получившее впоследствии название Грозненского. Купола и кровли покрыли медными листами и позолотили. Новый девятиглавый собор получил название Златоверхого.

Большую художественную ценность представляет настенная живопись в соборе. Впервые она была выполнена русскими художниками в 1508 г. Об этом говорят слова из летописи, написанные на южной стене собора: «Лето 1508 повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь Благовещения святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосии Деонисьев сын с братнею».

На протяжении многовековой истории фрески в соборе много раз обновлялись. В 1882 г. была сделана попытка расчистить их от всех записей. Работу поручили художнику В. Д. Фартусову. Открывшаяся живопись отличалась высоким мастерством и яркостью колорита. Но Фартусов, мало знакомый с техникой реставрации и стилем древней живописи, не распознал ее, и работа по расчистке была приостановлена. Иконописцы-ремесленники во главе с Сафоновым вновь записали фрески грубой живописью.

Долгое время считали, что древние фрески Благовещенского собора погибли безвозвратно, но первые пробные расчистки, сделанные в 1946 г., показали, что это не так.

Полная расчистка стенописи была проведена в 1947г. бригадой художников Центральной реставрационной мастерской Академии строительства и архитектуры СССР и села Палеха.

Древняя живопись по характеру композиций, трактовке образов и красочному колориту близка к фрескам Ферапонтова монастыря, которые были написаны художником Феодосией совместно с отцом Дионисием и братом Владимиром. Достоверность летописных данных о росписи собора 1508 г. художником Феодосией «с братнею» подтвердилась.

Фрески Благовещенского собора посвящены многочисленным темам апокалипсиса ', основным богословским проблемам средневековья (борьба добра и зла и т. д.), рассказывают о преемственности власти московских князей от князей киевских, а -через них — от византийского императора.

На стенах изображены византийские императоры (император Константин и его мать Елена, император Михаил и др.) и русские князья (Владимир «Красное солнышко», его сыновья Борис и Глеб, княгиня Ольга, Димитрий Донской).

Большую историко-художественную ценность представляет иконостас собора. Два яруса его (2-й и 3-й), как говорят письменный источники, написаны в 1405г. художниками Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

Апокалипсис — древний памятник раннехристианской литературы, помещен в конце Нового завета. В нем в виде фантастических видений рассказывается о судьбах мира и человечества, о пришествии на землю Христа и появлении Антихриста, о борьбе между ними, о страшном суде и конце света.

Кистя Феофана Грека приписывают иконы деисусного чина •—. «Богоматерь», «Спас на престоле», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел» и Др., а кисти Андрея Рублева — «Апостол Петр» и, как предполагают многие искусствоведы, «Архангел Михаил».

Андреем Рублевым написаны также шесть икон праздничного чина (3-й ряд) ^— «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Рождество Христово», «Крещение» и «Благовещение». Они отличаются светлым, радостным и праздничным колоритом.

В 4-м ярусе иконостаса также сохраняются интересные памятники живописи XVI в. В первом ряду расположены иконы разного времени, на них в 1946 г. были сделаны пробные расчистки, открывшие великолепное искусство древнерусских художников XIV—XVII вв. Здесь иконы: «Спас на престоле» 1337 г., «Благовещение» -XVI в. и др. Эти драгоценные произведения долгое время находились под поздними записями и считались утраченными.

Оклад иконостаса сделан в XIX в. из чеканной позолоченной бронзы, а царские врата — из чеканного серебра.

Интересен пол собора, выполненный в XVII л. из разноцветных полированных плиток агатовидной яшмы. По своему цвету он хорошо гармонирует с древней росписью стен.

Благовещенский собор — неповторимый памятник раннемосковской архитектуры. По сравнению с Успенским собором он носит более домашний характер.

Ступенчатые своды собора покоятся на четырехгранных столбах.' С паперти в центральную часть ведут три входа — северньш, западный и южный. Два из них, северный -и западный, в XVI в. были украшены белокаменными, резными, расписанными красками порталами (по типу порталов Архангельского собора).

Тяжелые медные двери с золотой наводкой сделаны наподобие дверей Успенского собора.

Портал с южной стороны собора восстановлен в 1950 г. по сохранившимся фрагментам порталов XV в. В это же время в южной галерее у Грозненского крыльца открыта резная белокаменная колонна, которую по характеру резьбы и раскраске орнамента относят к периоду перестройки галереи в 1560-х годах.

Своды и стены галереи богато украшены росписью, которая носит отпечаток разных времен и разных школ. Самой ранней росписью является композиция «Троица», которая относится к XVI в.

На пилястрах стен в галерее изображены условные портреты московских князей, начиная с князя Даниила Александровича и кончая Василием III, а также эллинских мудрецов и философов — Аристотеля, Платона, Гомера, Виргилия и других.

Узкая каменная лестница в толще северной стены храма ведет на хоры, где обычно находилась женская половина царской семьи. Хоры соединялись специальной площадкой-переходом с великокняжескими палатами. Этот переход воспроизведен в XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца и сохраняется до наших дней.

В древности Благовещенский собор непосредственно примыкал к жилым покоям великих князей и был их домовой церковью.

Первый этаж-подклет, сохранившийся от белокаменного собора XIV в., представляет собой небольшие сводчатые помещения, служившие в древности . казнохранилищем.

В 1404 г. рядом с Благовещенским собором на великокняжеском дворе были установлены первые в Москве часы. Об этом чрезвычайно важном событии московский летописец писал с восхищением: «...сии же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол-, размеряя и расчитая часы нощные и дневныя, не бо человек ударяше, но человековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено...»


 
 

  наверх  
Hosted by uCoz