В юго-западном углу Соборной площади, напротив Архангельского
собора, рядом с Большим Кремлевским дворцом расположен Благовещенский
собор.
Первый каменный храм Благовещения был построен сыном
Димитрия Донского, великим князем Василием, в 1397—1416 гг. В 1405
т. его расписали знаменитые художники того времени — Андрей Рублев,
Феофан Грек и Прохор с Городца.
В 1482 г. за ветхостью собор разобрали до подклета,
и на его месте при Иване III в 1484—1489 гг. псковские мастера построили
новый трехглавый храм из кирпича., С трех сторон его окружала открытая
паперть-гульбище.
В пожар 1547 г. собор сгорел и был восстановлен
при Иване Грозном в 1562—1564 гг. Паперть перекрыли сводами, на
углах образовавшейся галереи возвели четыре небольшие церковки в
память христианских праздников. С юго-восточной стороны собора пристроили
крыльцо, получившее впоследствии название Грозненского. Купола и
кровли покрыли медными листами и позолотили. Новый девятиглавый
собор получил название Златоверхого.
Большую художественную ценность представляет настенная
живопись в соборе. Впервые она была выполнена русскими художниками
в 1508 г. Об этом говорят слова из летописи, написанные на южной
стене собора: «Лето 1508 повеле князь великий Василий Иванович всея
Руси подписывати церковь Благовещения святые Богородицы у себя на
дворе; а мастер Феодосии Деонисьев сын с братнею».
На протяжении многовековой истории фрески в соборе
много раз обновлялись. В 1882 г. была сделана попытка расчистить
их от всех записей. Работу поручили художнику В. Д. Фартусову. Открывшаяся
живопись отличалась высоким мастерством и яркостью колорита. Но
Фартусов, мало знакомый с техникой реставрации и стилем древней
живописи, не распознал ее, и работа по расчистке была приостановлена.
Иконописцы-ремесленники во главе с Сафоновым вновь записали фрески
грубой живописью.
Долгое время считали, что древние фрески Благовещенского
собора погибли безвозвратно, но первые пробные расчистки, сделанные
в 1946 г., показали, что это не так.
Полная расчистка стенописи была проведена в 1947г.
бригадой художников Центральной реставрационной мастерской Академии
строительства и архитектуры СССР и села Палеха.
Древняя живопись по характеру композиций, трактовке
образов и красочному колориту близка к фрескам Ферапонтова монастыря,
которые были написаны художником Феодосией совместно с отцом Дионисием
и братом Владимиром. Достоверность летописных данных о росписи собора
1508 г. художником Феодосией «с братнею» подтвердилась.
Фрески Благовещенского собора посвящены многочисленным
темам апокалипсиса ', основным богословским проблемам средневековья
(борьба добра и зла и т. д.), рассказывают о преемственности власти
московских князей от князей киевских, а -через них — от византийского
императора.
На стенах изображены византийские императоры (император
Константин и его мать Елена, император Михаил и др.) и русские князья
(Владимир «Красное солнышко», его сыновья Борис и Глеб, княгиня
Ольга, Димитрий Донской).
Большую историко-художественную ценность представляет
иконостас собора. Два яруса его (2-й и 3-й), как говорят письменный
источники, написаны в 1405г. художниками Феофаном Греком, Андреем
Рублевым и Прохором с Городца.
Апокалипсис — древний памятник раннехристианской
литературы, помещен в конце Нового завета. В нем в виде фантастических
видений рассказывается о судьбах мира и человечества, о пришествии
на землю Христа и появлении Антихриста, о борьбе между ними, о страшном
суде и конце света.
Кистя Феофана Грека приписывают иконы деисусного
чина •—. «Богоматерь», «Спас на престоле», «Архангел Гавриил», «Апостол
Павел» и Др., а кисти Андрея Рублева — «Апостол Петр» и, как предполагают
многие искусствоведы, «Архангел Михаил».
Андреем Рублевым написаны также шесть икон праздничного
чина (3-й ряд) ^— «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение»,
«Рождество Христово», «Крещение» и «Благовещение». Они отличаются
светлым, радостным и праздничным колоритом.
В 4-м ярусе иконостаса также сохраняются интересные
памятники живописи XVI в. В первом ряду расположены иконы разного
времени, на них в 1946 г. были сделаны пробные расчистки, открывшие
великолепное искусство древнерусских художников XIV—XVII вв. Здесь
иконы: «Спас на престоле» 1337 г., «Благовещение» -XVI в. и др.
Эти драгоценные произведения долгое время находились под поздними
записями и считались утраченными.
Оклад иконостаса сделан в XIX в. из чеканной позолоченной
бронзы, а царские врата — из чеканного серебра.
Интересен пол собора, выполненный в XVII л. из разноцветных
полированных плиток агатовидной яшмы. По своему цвету он хорошо
гармонирует с древней росписью стен.
Благовещенский собор — неповторимый памятник раннемосковской
архитектуры. По сравнению с Успенским собором он носит более домашний
характер.
Ступенчатые своды собора покоятся на четырехгранных
столбах.' С паперти в центральную часть ведут три входа — северньш,
западный и южный. Два из них, северный -и западный, в XVI в. были
украшены белокаменными, резными, расписанными красками порталами
(по типу порталов Архангельского собора).
Тяжелые медные двери с золотой наводкой сделаны
наподобие дверей Успенского собора.
Портал с южной стороны собора восстановлен в 1950
г. по сохранившимся фрагментам порталов XV в. В это же время в южной
галерее у Грозненского крыльца открыта резная белокаменная колонна,
которую по характеру резьбы и раскраске орнамента относят к периоду
перестройки галереи в 1560-х годах.
Своды и стены галереи богато украшены росписью,
которая носит отпечаток разных времен и разных школ. Самой ранней
росписью является композиция «Троица», которая относится к XVI в.
На пилястрах стен в галерее изображены условные
портреты московских князей, начиная с князя Даниила Александровича
и кончая Василием III, а также эллинских мудрецов и философов —
Аристотеля, Платона, Гомера, Виргилия и других.
Узкая каменная лестница в толще северной стены храма
ведет на хоры, где обычно находилась женская половина царской семьи.
Хоры соединялись специальной площадкой-переходом с великокняжескими
палатами. Этот переход воспроизведен в XIX в. при постройке Большого
Кремлевского дворца и сохраняется до наших дней.
В древности Благовещенский собор непосредственно
примыкал к жилым покоям великих князей и был их домовой церковью.
Первый этаж-подклет, сохранившийся от белокаменного
собора XIV в., представляет собой небольшие сводчатые помещения,
служившие в древности . казнохранилищем.
В 1404 г. рядом с Благовещенским собором на великокняжеском
дворе были установлены первые в Москве часы. Об этом чрезвычайно
важном событии московский летописец писал с восхищением: «...сии
же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом
в колокол-, размеряя и расчитая часы нощные и дневныя, не бо человек
ударяше, но человековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно
некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено...»