В годы промышленного подъёма начала XX в. число крупных
предприятий в М. увеличилось с 909 в 1910 до 973 в 1913, число промышленных
рабочих с 136,4 до 159,3 тыс. Ведущими предприятиями текстильной
промышленности М. были Прохоровская (Трёхгорная) мануфактура, ситценабивная
мануфактура Товарищества «Эмиль Циндель» (свыше 2 тыс. занятых на
каждом). Среди крупнейших предприятий других отраслей — механический
завод братьев Бромлей (ныне «Красный пролетарий»), металлургический
завод Гужона (ныне — «Серп и молот»), завод Гакенталя, завод Дангауера
и Кайзера. Кроме крупной фабрично-заводской промышленности, в Москва
было много мелких кустарных предприятий и мастерских с общим числом
занятых 245,4 тыс. человек в 1913. К началу XX в. Москва становится
крупным мировым кредитно-финансовым центром.
Интенсивное строительство во второй половине XIX
— начале XX вв. придало Москве облик крупного промышленного и торгового
города. Строились фабричные корпуса, железнодорожные вокзалы, многоэтажные
здания банков и контор, торговых пассажей, универсальных магазинов.
Наряду с частными особняками сооружались многоэтажные «доходные»
жилые дома. С середины XIX в. в московской архитектуре преобладает
подражание различным стилям прошлого. В 1837—83 был построен грандиозный
5-купольный храм Христа Спасителя в память Отечественной войны 1812
(архитектор К. А. Тон; снесён в 1930-е гг.). В том же «русско-византийском»
стиле построен Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал (1849, архитектор
Тон), в «русском» стиле с использованием мотивов «узорочной» и «нарышкинской»
архитектуры XVII в. — Исторический музей (1875—81, архитектор В.
О. Шервуд, инженер А. А. Семёнов), здание Городской думы (1890—92,
архитектор Д. Н. Чичагов), в так называемом неорусском стиле — Казанский
вокзал (1914—26, 1941, архитектор А. В. Щусев), главный фасад Третьяковской
галереи (начало 1900-х гг., по рисунку В. М. Васнецова), в неоклассическом
стиле — Музей изящных искусств (1898—1912, архитектор Р. И. Клейн,
ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и др. В начале
XX в. большое распространение получил стиль модерн: здание Художественного
театра (1902), особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (1900),
Ярославский вокзал (1902; все — архитектор Ф. О. Шехтель).
В конце 1840-х гг. в Москве появился общественный
транспорт — линейки. В 1867 многие улицы получили газовое освещение.
С 1872 началось движение по городским железным дорогам с конной
тягой (конка). В 1872 начала действовать линия телеграфной связи,
соединившая М. с Санкт-Петербургом, в 1882 — телефонная станция.
31 декабря 1898 была открыта первая междугородная телефонная линия
М. — Санкт-Петербург. В 1883 в районе Пречистенских ворот установлены
дуговые электрические фонари. В 1899 появился трамвай, в 1903 —
современная система водопровода (Москворецкая), В конце XIX в. —
канализация. К 1917 граница М. далеко перешагнула черту Камер-Коллежского
вала; территория города в муниципальных границах составляла 9149
га, в полицейской черте — 17685 га, в пределах Окружной железной
дороги (в границах фактического города) — 24200 га.
На начало 1914/15 учебного года в М. было 752 общеобразовательных
школы всех видов (140,2 тыс. учащихся), 22 средних специальных учебных
заведения (6 тыс. учащихся), 20 высших учебных заведений (33,9 тыс.
студентов). В 1913 действовали 60 больниц (11,1 тыс. коек), в городе
практиковали 2,3 тыс. врачей.
В 1866 создана Консерватория; в 1898 основан Московский
Художественный театр, в 1914 — Камерный театр.
В декабре 1905 во многих районах М. были созданы
баррикады, в течение 9 дней продолжались бои рабочих дружин с жандармами
и войсками.
В ноябре 1917 центральные районы М. (в том числе
Кремль) были ареной семидневных боёв между верными Временному правительству
войсками и красногвардейцами. 12 марта 1918, после переезда советского
правительства из Петрограда, М. вновь становится столицей страны.
В 1920-е гг. в М. восстанавливаются промышленность,
городское хозяйство. В 1924 на улицах М. появились рейсовые автобусы,
в 1925 — таксомоторы. С конца 1920-х гг. преимущественное развитие
получают отрасли машиностроения и металлообработки (их доля в общем
объёме промышленного производства М. выросла с 10,4% в 1913 до 48,1%
в 1940) — авиационная, автомобильная, станкоинструментальная, электро-
и радиотехническая и др., а также металлургическая и химическая
промышленность, закладываются основы мощного военно-промышленного
комплекса М. и Подмосковья. Основная ставка делалась на реконструкцию
и расширение старых (металлургический завод «Серп и молот», автомобильный
завод «АМО», завод «Динамо», электромеханический завод им. Владимира
Ильича — бывший завод Л. А. Михельсона и др.) и создание новых крупных
промышленных предприятий (вступили в строй в 1930 станкоинструментальный
завод им. С. Орджоникидзе, 1-й часовой завод, автосборочный завод
имени КИМ, ныне — головное предприятие ПО «Москвич», в 1932 — завод
режущих инструментов «Фрезер», 1-й подшипниковый завод и др.). В
1941 доля М. и Московской области в общем объёме промышленного производства
СССР составила 1/4.
В 1920—30-е гг. в М. возникает ряд новых высших учебных
заведений, растёт сеть научно-исследовательских и проектных институтов,
лабораторий, конструкторских бюро и т. п. В 1929 в М. основана Академия
сельскохозяйственных наук, в 1934 из Ленинграда в М. переведены
руководящие органы АН СССР (с 1991 — Российской АН), многие ведущие
академические институты.
В 1920—30-е гг. население М. быстро растёт (в 1923
свыше 1,5 млн. человек, в 1931 около 2,8 млн., в 1936 около 3,6
млн. человек), на бывших окраинах строятся новые жилые кварталы
со свободной расстановкой зданий (районы Усачёвки, Дангауэровки
и др.). К 1941 городская застройка перешагнула границу Окружной
железной дороги, территория М. достигла 32617 га. Среди общественных
зданий этого периода преобладают сооружения в стиле конструктивизма
— радиобашня (1921, инженер В. Г. Шухов), дом газеты «Известия»
(1925—27, архитектор Г. Б. Бархин), комбинат газеты «Правда» (1929—35,
архитектор П. А. Голосов), Центральное статистическое управление
СССР (ныне Госкомстат России; 1928—35, архитектор Ле Корбюзье, при
участии архитектора Н. Д. Колли), клуб им. И. В. Русакова (1927—29,
архитектор К. С. Мельников), Дворец культуры автомобильного завода
«АМО» (1930—34, архитекторы братья Веснины) и др. В 1931 началось
строительство Московского метрополитена, первая очередь которого
от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» (протяжённостью
11,6 км, 13 станций) открыта 15 мая 1935. В 1933 введена в эксплуатацию
первая троллейбусная линия. В 1932—37 сооружён канал М. — Волга
(ныне им. Москвы), решивший проблемы водоснабжения столицы и обводнения
Москвы-реки и Яузы.
В 1935 принят Генеральный план реконструкции М. (разработан
архитекторами В. Н. Семёновым, С. Е. Чернышёвым и др.), на десятки
лет определивший принципы формирования планировочной структуры и
облика города. Преимущественное внимание уделялось созданию представительного
центра, парадных площадей и главных магистралей. В процессе реконструкции
центра была создана Манежная площадь, построены гостиница «Москва»
(1932—38, архитекторы А. В. Щусев, О. А. Стапран, Л. И. Савельев),
здание Госплана (1932—38, архитектор А. Я. Лангман). Тогда же были
реконструированы важнейшие городские магистрали: улица Горького
(ныне Тверская), Б. Калужская улица (ныне часть Ленинского проспекта),
Можайское шоссе (ныне часть Кутузовского проспекта). В 1936—39 были
полностью перестроены мосты, в том числе Большой Москворецкий (архитектор
А. В. Щусев, инженер В. С. Кириллов), «висячий» Крымский (архитектор
А. В. Власов, инженер В. П. Константинов). В 1939 была создана Всесоюзная
сельскохозяйственная выставка (ВСХВ; перестроена в 1954, ныне —
Всероссийский выставочный центр). Созданы и реконструированы парки:
Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького (1935—41, главный
архитектор Власов), Измайловский (1931, архитекторы М. П. Коржев,
М. И. Прохорова), Сокольнический (существует с 1878, реконструирован
в 1931); благоустроены скверы и бульвары. В ходе реконструкции уничтожались
многие московские храмы и другие ценные памятники русского зодчества
(собор Спаса на Бору, ансамбли Чудова и Вознесенского монастыря
в Кремле, Казанский собор у Красной площади, храм Христа Спасителя,
церковь Успения на Покровке, Сухарева башня на Сухаревской площади
и многие другие).
В годы Великой Отечественной войны 1941—45 москвичи
сформировали 16 дивизий народного ополчения (свыше 160 тыс. человек)
и другие соединения. На базе эвакуированных из М. предприятий в
восточных районах страны выросли десятки новых заводов и фабрик,
работавших на оборону. В октябре 1941 — апреле 1942 в ходе Битвы
под М. Красная Армия предотвратила захват немецко-фашистскими войсками
столицы, германской армии было нанесено первое в ходе 2-й мировой
войны 1939—45 крупное поражение. Массированные налёты немецкой авиации
осенью 1941 в целом не привели к большим разрушениям в городе, так
как в тот период к столице была стянута основная часть всех средств
противовоздушной обороны Красной Армии. Весной 1942, когда линия
фронта отодвинулась на 150—200 км к западу от М., началась реэвакуация
предприятий тяжёлой и прежде всего оборонной промышленности, в городе
формировались новые воинские части, создавались госпитали. 24 июня
1945 на Красной площади М. состоялся Парад Победы.
В 1947 промышленность города достигла довоенного
уровня производства. В последующие годы вопреки многочисленным постановлениям
правительства в М. велось крупное строительство новых промышленных
объектов, баз проведения научных исследований и опытно-конструкторских
разработок и т. д., что явилось причиной многих трудностей в развитии
столицы — чрезмерный приток населения, расширение городской территории,
обострение транспортной, экологической и других проблем.
В первое послевоенное десятилетие развитие гражданского
строительства в М. в целом осуществлялось в русле Генерального плана
1935. В конце 1940-х гг. под руководством архитектора Д. Н. Чечулина
разработан 10-летний план М. на 1951—60. В эти годы сооружены высотные
здания, придавшие характерный облик силуэту города: Московский университет
на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах (1949—53, архитекторы Л. В.
Руднев, С. Е. Чернышёв, Д. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, инженер В.
Н. Насонов), Министерство иностранных дел на Смоленской площади
(1948—52, архитекторы В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус, инженер Г.
М. Лимановский), жилые дома на площади Восстания (1950—54, архитекторы
М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, инженер И. В. Вохомский) и Котельнической
набережной (1948—52, архитекторы Чечулин, А. К. Ростковский, инженер
Л. М. Гохман), административно-жилое здание на Лермонтовской площади
(ныне площадь Красные Ворота; 1953, архитекторы А. Н. Душкин, Б.
С. Мезенцев, инженер В. М. Абрамов), гостиница «Украина» (1957,
архитектор А. Г. Мордвинов и др., инженер П. А. Красильников).
Острейший жилищный кризис (с начала 1920-х гг. рост
населения М. многократно опережал рост жилого фонда, основная масса
москвичей проживала в так называемых коммунальных квартирах) с середины
1950-х гг. вынудил резко увеличить объём жилищного строительства.
С 1955 строительство переносится на свободные земли, создаются крупные
городские районы, расчленённые на микрорайоны и застраиваемые по
типовым проектам пятиэтажными домами, а с 1960-х гг. — домами в
девять и более этажей. В 1960 граница М. была установлена по московской
кольцевой автомобильной дороге (МКАД) (построена в 1958—61), площадь
городской территории достигла 87870 га. В середине 1980-х гг. к
М. были присоединены шесть территорий («выступов») за пределами
МКАД. В 1950—90-е гг. в центре М. проложены и застроены новые проспекты
— Комсомольский (1958—65), Калининский (1964—69; ныне Новый Арбат),
Новокировский (1980—90-е гг.; ныне проспект А. Д. Сахарова) и др.
В 1955—56 выстроен комплекс Центрального стадиона в Лужниках. Сооружались
(часто без учёта исторически сложившейся среды и архитектурного
окружения) крупные общественные здания — Кремлёвский Дворец съездов,
ныне — Большой Кремлёвский дворец (1959—61), кинотеатры «Россия»
(1961), «Октябрь» (1967), телецентр в Останкино (здание — 1968,
башня высотой 533 м — 1967), здание СЭВ на Новом Арбате (ныне Московская
мэрия, 1969), гостиница «Россия» в Зарядье (1970), здание цирка
на проспекте Вернадского (1971), Курский вокзал (1972), так называемые
олимпийские объекты, в том числе универсальный крытый зал и плавательный
бассейн на проспекте Мира, крытый велотрек в Крылатском, здание
Пресс-центра и др. (все — 1976—80), построенные к Играм XXII Олимпиады
1980, Театр драмы и комедии на Таганке (1981), здание Верховного
Совета России («Белый дом», с 1981) и др.
12 июня 1990 в М. был провозглашён государственный
суверенитет Российской Федерации. С декабря 1991 М. — столица России
(Российской Федерации). М. — местопребывание высших органов законодательных,
исполнительных и судебных властей Российской Федерации.
Во второй половине XX в. в экономической структуре
М. наблюдается снижение удельного веса промышленности; с 1940 по
1989 доля занятых в промышленном производстве сократилась с 43,7
до 24,1%. Несмотря на это, к началу 90-х гг. М. оставалась крупнейшим
промышленным центром России. На протяжении многих десятилетий столица
служила центром притяжения наиболее передовых отраслей промышленности.
Ведущее место в промышленности занимают машиностроение и металлообработка
(около 3/5 всех занятых в промышленном производстве в начале 1990-х
гг.). Московская городская агломерация — крупнейший центр военно-промышленного
комплекса, здесь сосредоточены ведущие предприятия авиационной,
ракетно-космической, радиоэлектронной, приборостроительный и др.
Среди важнейших отраслей машиностроения выделяются также станкоинструментальная
(производство металлорежущих станков и инструментов, кузнечно-прессового
оборудования, промышленных роботов, автоматических и полуавтоматических
линий и др.), разнообразная электротехническая, автомобильная (грузовые
и легковые автомобили) промышленность, производство холодильного
и компрессорного оборудования, подшипников, часов и др. М. — крупный
центр химической промышленности (в том числе производство автомобильных
шин, резинотехнических изделий, красителей, товаров бытовой химии);
Московский нефтеперерабатывающий завод удовлетворяет значительную
часть потребностей столичного региона в горюче-смазочных материалах.
Предприятия чёрной металлургии М. производят различные виды продукции
из качественной стали, трубы, метизы. При явном преобладании тяжёлой
индустрии М. сохраняет позиции традиционного центра лёгкой промышленности,
главным образом текстильной (производство хлопчатобумажных, шерстяных
и шёлковых тканей) и швейной. Столичные функции предопределили развитие
в городе полиграфической промышленности. Среди отраслей пищевкусовой
промышленности выделяются кондитерская и табачная. В М. сосредоточены
крупные предприятия строительной индустрии; в начале 1990-х гг.
здесь, а также на строительных объектах города было занято около
1/10 всех рабочих и служащих столицы.