Рост и развитие города с основания Москвы до начала
XX века
Основание Москвы
История Москвы уходит далеко в глубину веков. Первое
летописное упоминание о Москве относится к 1147 году, когда удельный
князь Юрий Долгорукий пригласил к себе в гости в Москву Северского
князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». Это
было, вероятно, не простое приглашение в гости, а первые призывы
Москвы к объединению враждовавших между собой разрозненных удельных
русских княжеств.
В 1156 г. Москву, расположенную на высоком Боровицком
холме, на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной, обнесли деревянными
стенами, и она стала городом, крепостью. Вокруг нее стали объединяться
окрестные селения и деревушки.
Город взял под контроль перекрестье торговых дорог,
проходивших через Москву. Усиление значения Москвы как крупного
торгово-перевалочного пункта привело к быстрому росту города. В
середине 12 века за счёт растущего к северо-востоку посада разросся
укреплённый центр города. Новые строительные сооружения шли вдоль
реки Неглинной до места будущих Троицких ворот, отсюда, следуя на
восток, огибали территорию нынешней Соборной площади и по гребню
возвышенности вдоль берега реки Москвы смыкались с древним ядром.
Они отличались уникальным в русском оборонительном зодчестве приёмом
укрепления подошвы-вала — деревянными конструкциями, состоявшими
из нескольких рядов длинных дубовых брёвен, проложенных вдоль основания
вала и скреплённых своего рода анкерами — лежащими поперёк тонкими
короткими брёвнами с сучками-крюками на концах.
Одновременно с ростом посада к северо-востоку росло
значение торга на подоле Кремля. От торга пролегала кратчайшая дорога
к Новгородскому (Волоцкому) пути, вторая дорога шла в юго-восточном
направлении, третья открывала путь на Владимир. Видимо, к этому
же времени относится появление больших дорог, связавших Москву с
и Дмитровском (ныне Пушкинская ул.). Главный посад Москвы (Большой,
или Великий) нарастал с напольной стороны Кремля. Его главная улица,
существовавшая несколько столетий, проходила вдоль реки Москвы и
заканчивалась, вероятно, пристанью.
XIII-XIV
В 13 веке (после пожара 1237) начал складываться
и второй посад — Занеглименье, т. е. «за Неглинной». В начале 13
века в летописях появилось название «москвичи». Москва становилась
одним из крупных русcких городов.
Появились первые (известные по летописям) каменные
храмы, определившие состав ансамбля Соборной площади в Кремле, а
также церковь Спаса на бору (1330), вошедшая в 14 в. в комплекс
великокняжеского двора. Сложилась застройка Кремля. Расширилась
его территория, в 1339 были возведены новые дубовые стены, а в 1366—67,
при Дмитрии Донском, их заменили белокаменными.
Строительство Кремля повлияло и на характер застройки
заречных территорий. Выпрямлялись старые дороги, появились новые,
связывавшие Москву с Золотой Ордой (Б. и М. Ордынки). Расширились
посады. К концу 14 века вся территория внутри современного Бульварного
кольца с запада до реки Неглинной была заселена и обнесена оградой
— валом со рвом. Для укрепления этой оборонной линии вдоль неё был
поставлен ряд монастырей, от которых к центру города пролегли новые
улицы: Петровка от Петровского монастыря, Рождественка от Рождественского,
Сретенка от Сретенского.
Вокруг Москвы располагались сёла и угодья крупных
землевладельцев (Кудрино, Новинское), дворцовые сёла (Воронцово,
Красное — ныне Красносельская ул.; Черкизово), монастыри (Андроников,
Данилов, Симонов), сторожевые городки. Крупные поселения раньше
всего появились в западной части Заречья: Голутвино, Хвостово (в
районе ул. Полянки).
XV
В 15 в. интенсивно продолжалось каменное строительство
в Кремле и на посадах, получившее особое развитие к концу 15 — началу
16 вв., когда начался новый важный этап формирования Москвы, отмеченный
крупными градостроительными мероприятиями. Окончательно определились
не только структура, но и облик города. Со всех концов Руси в Москву
приезжали опытные мастера-строители, приглашённые Иваном III итальянские
зодчие. Строились главные соборы Кремля, царский дворец, возводились
новые Кремлёвские стены. Сложились основные улицы посада — Никольская,
Ильинка, Варварка. Возникли общественные и торговые центры на «крестцах»
(перекрёстках дорог), где появились первые гостиные дворы (главный
торг сформировался около Кремля). Великий посад постепенно выделился
во вторую по значимости часть столицы, чему способствовало появление
здесь учреждений не только общегородского, но и общегосударственного
характера: Ямского двора (конечной станции почты), Мытного двора
и Панского двора. Сформировалась планировка Великого посада с продольными
улицами и поперечными переулками и площадями (на чкрест-цах>).
Здесь появились бесстолпные, крытые крещатыми сводами посадские
храмы (Зачатия Анны церковь что в углу) и первые каменные жилые
здания (в составе богатых усадеб).
Великий посад был обнесён рвом, его защищали монастыри
и пруды с плотинами на реке Неглинной (1514). Новые стены Кремля
(1485—95, итальянский архитектор Марк Фрязин, П. А. Солари, Антон
Фрязин) повлияли на развитие уличной сети в Занеглименье, Заяузье
и Замоскворечье. Только северо-восточная часть за Великим посадом
со сложным, покрытым лесами рельефом была заселена слабо.
XV-XVI
На рубеже 15—16 вв. определился состав приписанных
к городу участков: Замоскворечье с Даниловским монастырём и слободой;
Заяузье с Андрониковым монастырём; Великий посад от р. Москвы до
ул. Варварки; Великий посад от Варварки до ул. Неглинной и вне посада—от
улицы Сретенки также до Неглинной; Занеглименье; сёла Семчинское
(в районе совр. Метростроевской ул.) и Дорогомилово (ныне Ростовский
пер.). В 1520-х гг. проведены обмеры улиц с целью упорядочения их
застройки. Кремль, не теряя крепостного значения, становился административно-владельческим
центром. Последовавшее в 16 веке строительство оборонитительных
колец было одним из заключит, мероприятий по увеличению оборонной
мощи Москвы. Каменной стеной со рвом перед ней (новый город, или
Китай-город) был обнесён Великий посад. Уплотнилась застройка прилегавших
к новому городу территорий, где были расселены бояре из Новгорода
и Пскова, строились каменные здания (Пушечный двор и др.). Для защиты
Китай-города возведены монастыри — Покровский, положивший начало
улице (ныне улицы Богдана Хмельницкого, Чернышевского), Златоустовский
(на месте совр. Комсомольского пер.) и Ивановский. Опричники Ивана
Грозного получили в своё владение территорию Занеглименья. Вдоль
улиц Остоженки и Пречистенки сложился район городских усадеб наиболее
родовитых бояр. У начала Никитской ул. был поставлен Опричный двор,
а вокруг разместились обслуживающие его слободы (Кислошников, Калашников)
и Конюшенная слобода. Старые городские укрепления в 1591 были заменены
каменными стенами, получившими наименование Царь-города, а позднее
— Белого города. Одновременно со стенами Царь-города возвели и Скородом
— деревянную стену на Земляном валу, по линии Садового кольца (позже
— Земляной город). В территорию, ограниченную Скородомом, вошло
Заяузье, Замоскворечье с Государевым садом и слободами, сплошь застроенное
деревянными домами (каменной постройкой к тому времени была одна
лишь церковь Иоанна Предтечи под бором).
За стеной Скородома по четырём сторонам размещались
ямские слободы. Соответственно росту столицы укрупнился масштабный
строй её центра, доминантой которого до конца 16 века стал Покровский
собор, а с кон. 16 в.— колокольня “Иван Великий”. Площадь перед
собором (впоследствии — Красная площадь) со 2-й пол. 17 в. вместе
с Варварскими и Ильинскими чкрестцами»-стала узлом хозяйственной
жизни столицы. Здесь разместились целый ряд учреждений, обслуживающих
торг, Таможенная изба и Лобное место. У Воскресенских ворот сконцентрировались
административные учреждения города: судилище с острогом, Земский
двор, Арсенал с пороховыми погребами, Сытный двор. Восточная часть
площади окаймляли Каменные торг, ряды, а в районе улиц Ильинки и
Варварки появились каменные гостиные дворы. Возле торга работали
квалифицированные мастера-ремесленники — оружейники, иконники, ювелиры
и др. В нагорной части Китай-города были сосредоточены дворы торг,
и дипломатия, представительств иностр. государств — Английское подворье
на ул. Варварке, Испанский двор на Никольской ул. Здесь располагались
Посольский двор, а также Государев печатный двор.
Приобщение русский зодчих к опыту итальянцев в каменном
строительстве способствовало повышению профессионального уровня
русcких «градодельцев» и «палатных дел мастеров». В кон. 16 в. в
М. работали крупные зодчие — Барма, Постник, Фёдор Конь. В 1584
был организован Приказ каменных дел, который ведал производством
работ, пропагандировал каменное строительство и снабжал кирпичом
и белым камнем горожан. Одновременно происходило регулирование улиц
и переулков, устанавливалась их ширина — 12 и 6 сажен. В 16 в. наряду
с небольшими посадскими храмами (Никиты за Яузой церковь) строились
столпообразные шатровые церкви (церковь Вознесения в Коломенском),
пятиглавые соборы (церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове,
ныне в ансамбле Коломенского). Постройки конца 16 века, условно
именуемые «годуновским стилем», отличались (при архаизме планов)
центричностью объёмов, стройностью пропорций, а также тонкой проработкой
подчёркнуто тектоничного изящного декора (Малый собор Донского монастыря,
Троицы в Хорошёве церковь и др.). Влияние этого стиля сохранилось
и в постройках 1-й пол. 17 в. (Покрова в Рубцове церковь, Успения
в Вешняках церковь, Покрова в Медведкове церковь). Небольшие, но
внушительные объёмы каменных храмов изменили характер застройки
улиц, так же как и ч передние» дворы богатых усадеб и дома ремесленников
и торговцев, выходившие на линию улиц. На рубеже 16—17 вв. появляются
первые планы Москвы («Петров», «Годунов» и др.).
XVII
В 17 веке в архитектуре Москвы резко возросла роль вертикальных
композиций (появление многоярусных колоколен, шатровые завершения
башен Кремля), значительность здания подчёркивалась нарядным, часто
многоцветным декором. Все церкви были перестроены в камне, строились
также каменные дворцы и жилые дома бояр — «палаты», торг, и административные
здания. Развивался «узорочный стиль», для которого характерны асимметричные
композиции, сложные выразительные силуэты сооружений, богатый декор
фасадов, насыщенный резьбой по кирпичу и белому камню, обильное
применение полихромией керамики (изразцов). Таковы Теремной дворец
в Кремле, палаты боярина Волкова в Большом Харитоньевском пер.,
Троицы в Никитниках церковь, Рождества Богородицы в Путинках церковь,
Успения в Гончарах церковь, Николы в Пыжах церковь, Григория Неокесарийского
церковь, Николы в Хамовниках церковь и др. Пышные уборы получают
и монастырские сооружения — трапезные палаты, жилые постройки. К
концу 17 веку композиции становятся более ясными и уравновешенными,
кирпичное «узорочье» фасадов сменяется чётко размеченным ордерным
убранством— Сухарева башня, церковь Ризположения на Донской ул.,
Воскресения в Кадашах церковь, Покрова в Филях церковь, Троицы в
Троице-Лыкове церковь. Рядовая жилая застройка в основном оставалась
деревянной, создавая своеобразный фон для нарядных каменных зданий.
Со 2-й пол. 17 века в центре города мелкие слободы вытеснялись усадьбами
придворных и феодальной знати. Ремесленники оставались в Земляном
городе и за его пределами. В 17 в. появились и первые загородные
усадьбы, по размаху и пышности превосходившие лучшие постройки в
городе. Некоторые из них имели декоративные сады, ставшие предшественниками
регулярных парков.
Пётр I
Петровские реформы привели к новому повороту в архитектуре
Москвы. На первый план выдвинулось строительство зданий гражданского
назначения, почти неизвестных в Древней Руси. Традиционно ведущий
тип зданий — церкви — отошёл на второй план. Сложившаяся в 17 в.
пространственно-планировочная композиция города препятствовала коренной
перепланировке Москвы. Тем не менее, её застройка приобретала более
светский характер. В связи с развитием торговли, военных дел и промышленного
производства сооружались первые здания нового типа: Хамовный двор
(парусная ф-ка) в селе Преображенском (1696) и Суконный двор у Каменного
моста (оба не сохранились), Арсенал в Кремле. На Красной площади
были возведены Главная аптека (построенная как Земский приказ),
Монетный двор, <Комедиальная храмина» и «Библиотека» (книжная
лавка), деревянные триумфальные ворота (1709 и 1721). В Немецкой
слободе, по соседству с селом Преображенским, формировался новый
дворцовый центр. Во всех сооружениях проявились черты архитектуры,
противостоящие традициям недавнего "прошлого. Преобладали ордерные
формы, элементы регулярности (строгие прямые линии объёмов, чёткие
поэтажные членения фасадов, симметричная композиция, единый нерасчлененный
блок здания). Черты переходного стиля наиболее отчётливо проявились
в храмах, где новое обнаруживает себя преимущественно в декоре,
тогда как объёмно-пространственная структура сооружений сохраняет
привычную ярусность. Облик их, однако, меняется благодаря отказу
от откровенной декоративности и усилению иллюзорной тектоничности
ордерных форм, свидетельствуя о светском характере архитектуры церкви
Архангела Гавриила (Меншикова башня»), Иоанна Воина церковь на Якиманке,
Петра и Павла церковь на Новой Басманной. Тенденция радикального
разрыва с традицией представлена указами 1704 и 1721, которые предписывали
строить дома по улице «в линию», предвосхищая будущую регулярность
застройки, в противоположность исконно русской традиции усадебной
застройки со зданиями, расположенными в глубине двора
Эпоха барокко
Архитектура Москвы в 1740—50-х гг. в значительной
мере антипод петровской: на смену принципам утилитаризма и практицизма
приходит стремление к пышности и великолепию построек. Дворцовое
строительство было развито относительно слабо. Проблемы регламентации
застройки на началах регулярности отступили на второй план, не были
воплощены грандиозные строит, замыслы (проекты Сенатского дома и
комплекса Госпитального и Инвалидного домов с собором в центре,
арх. Д. В. Ухтомский). В связи с этим моек, барокко представлено
почти исключительно церковными постройками, в к-рых традиции рус.
зодчества обрели новую жизнь: др.-рус. пя-тиглавие, ярусность и
красно-белая гамма «нарышкинского барокко» теперь сочетаются с ордером
(Климента папы римского церковь на Пятницкой улице, надвратная Тихвинская
церковь Донского монастыря)
Эпоха Классицизма
О сновная тенденция в архитектуре Москвы 2-й половине
18 — 1-й четверти 19 вв. определяет складывающийся классицизм, прошедший
в Москве три этапа развития: ранний классицизм (1760—70-е гг.),
зрелый классицизм (1780—90-е гг.) и ампир (1-я треть 19 в.). В загородном
строительстве (усадьба Царицыно, Петровский дворец), во временных
сооружениях (увеселительные постройки на Ходынском поле, арх. В.
И. Баженов), в строительстве отдельных, т. н. готических зданий
в центре Москвы в начале 19 в. (церковь Вознесенского монастыря,
Печатный двор на Никольской ул.) наряду с классицизмом нашли применение
формы ложной готики. Классицизм противопоставил барокко логическую
четкость и простоту, спокойное величие, тектоничность и строгость
композиций с ясно выраженным центром, симметрией осевых композиций.
Ведущими типами становятся общественные, связанные с гражданским
и просветительским пафосом идейно-художественной программы классицизма
здания — больницы, странноприимные дома, учебные заведения и театры.
Достигает максимального подъёма регулярное градостроительство, дворцовым
сооружениям придаётся характер обществ, зданий. Архитектура классицизма
18 в. связана с именами двух крупнейших зодчих — В. И. Баженова
и М. Ф. Казакова, представляющих своим творчеством 1/60—70-е и 1780—90-е
гг. Развитая объёмная композиция дома Пашкова (архитектор В. И.
Баженов), отвечая нормам регулярности, органично вошла в живописный
силуэт моек, застройки с бесчисленными церквами, венчающими пригорки
и холмы пересечённого рельефа древней столицы. В. И. Баженов разработал
проект Кремлёвского дворца, предусматривавший коренное изменение
облика Кремля, превращение древнего города-крепости в грандиозный
форум — новый обществ, центр Москвы. Творческое наследие М. Ф. Казакова
включает ряд обществ, зданий (Сенат, университет, Голицынская больница,
Колонный зал Дома Союзов), сохранявших значение образца и по-своему
интерпретируемых в сооружениях его учеников И. Е. Еготова, Р. Р.
Казакова, Е. К. Назарова и др. Характерные для Москвы традиции истории,
города, сохранявшего в облике и пространственной структуре черты
усадебности, предопределили своеобразие барского жилого дома 2-й
пол. 18 в., с которым отождествляется своеобразие вклада моек, школы
в наследие классицизма. М. Ф. Казаковым были разработаны основные
его типы — наугольного дома, дома с главным корпусом и с двумя боковыми
флигелями, располагавшимися по красной линии улицы, усадьбы в городе
с открытым парадным двором и равнозначными уличным и дворовым фасадами.
Им же были определены и пространственно-планировочная структура
зданий с подсобным нижним этажом, парадным средним и жилым верхним,
с двумя рядами анфилад, состав помещений, последовательность их
расположения и характер убранства интерьеров. В оформлении фасадов
получает распространение ордер, трансформирующий свободные живописные
композиции старых палат в регулярные, симметричные, с монументальными,
увенчанными фронтонами портиками. Часто симметрично выровненный
фасад сочетается с асимметричной конфигурацией самого дома, сохранявшего
первоначальную планировку, ложные ворота и заборы
Пожар после Отечественной войны с Наполеоном
После пожара 1812 для руководства восстановительными и реконструктивными
работами была создана Комиссия для строения Москвы (1813—43) под
руководством О. И. Бове. Работа комиссии предусматривала создание
нового общественно-административного центра с полукольцом парадных
площадей вокруг Кремля, уничтожение стен Белого города и устройство
на их месте кольца бульваров, создание площадей в местах их пересечения
с радиальными улицами, выпрямление улиц и застройку их домами, расположенными
по красной линии. В дополнение к Бульварному кольцу на месте Земляного
города было создано Садовое кольцо с площадями на пересечении с
радиальными улицами, определены границы города по Камер-коллежскому
валу и запроектированы площади у застав, в т. ч. Тверская с Триумфальными
воротами. Река Неглинная была заключена в трубу и над ней, у северной
стены Кремля был разбит Александровский сад, обновился в классическом
духе фасад Верхних торговых рядов на Красной площади, по оси их
центр, портика был поставлен памятник Минину и Пожарскому; ров,
тянувшийся вдоль северо-восточной стены, был засыпан. Красная площадь,
приблизившаяся по конфигурации и планировке к современному облику,
обрела черты парадной площади классицизма. Ансамбль Театральной
площади, новый фасад здания университета, Манеж коренным образом
изменили облик центра Москвы. Столь же радикально изменился и облик
улиц. В Комиссии для строения были выработаны правила, определявшие
этажность, размеры, окраску жилых и служебных зданий, их размещение
на улице в зависимости от местоположения и материалов дома (камень
или дерево); там же утверждались проекты фасадов. Значит, изменения
претерпел тип жилого дома-особняка, с наибольшей полнотой представляющий
московский ампир. Значительно унифицирована композиция особняка.
Это — сильно уменьшившийся в размерах компактный блок (одно-, реже
— двухэтажный), вынесенный на красную линию улицы, с мезонином или
без него, с непременными антресолями со стороны двора, с 7 — 11
окнами по уличному фасаду. Многообразие вариантов определяется главным
образом декоративным портиком из приставных колонн или пилястр,
фронтоном или аттиком, особенностями распределения руста или лепнины.
Крупным мастером моек, особняков был А. Г. Григорьев.
XIX
С кон. 1820-х гг. начался процесс разложения классицизма
и зарождения эклектики, которая претерпела в своём развитии два
этапа: 1830—60-е гг. и 1870—90-е гг. В архитектуре применялись новые
материалы — чугун, железо, стекло. Однако их эстетичные качества
освоены не были. Облик Москвы 1530—60-х гг. сохранил особенности
застройки после пожара 1812. Характер рядовой застройки по-прежнему
определяли невысокие здания в 1—2 этажа, размещённые по красной
линии улиц. Это — особняки, 2—4-квартирные дома, купеческие многоквартирные
дома с магазинами или мастерскими в первых этажах и многоквартирные
секционные дома. Преобладающей тенденцией архитектуры 1830—60-х
гг. стало стилизаторство — проектирование зданий в определённом,
особенно «русском стиле» (формы, заимствованные из древнерусского
зодчества), который получил выражение главным образом в храмах.
Исторически сложившаяся система вертикалей храмов обновлялась и
дополнялась новыми (храм Христа Спасителя, колокольня Симонова монастыря,
арх. К. А. Тон). В строительстве гражданских и жилых зданий использовались
преимущественно формы европопейской архитектуры.
В 1870—90-е гг. начался период интенсивного строительства.
Местоположение железнодорожных вокзалов определило размещение фабрично-заводского
и связанного с ним жилищного строительства. В непосредственной близости
от вокзалов и по берегам наиболее значительных рек формировались
промышленно-заводские комплексы, строились складские и торговые
здания. Менее важным, но достаточно ощутимым градообразующим фактором
стало строительство учебных и медецинских учреждений. Сконцентрированное
в районе Миусской площади, на Девичьем поле (Б. и М. Пироговские
ул.), Б. Калужской ул., Преображенском поле, оно стимулировало распланировку
и застройку прилегающих территорий. Трансформировался центр Москвы.
Место площади постепенно заняла улица, система улиц и площадей.
Кремль, утративший значение средоточия официциальной жизни, приобрёл
меморативный характер. Вновь, как в классицизме, большое внимание
уделяется ансамблю центра. В «русском стиле» реконструировалась
система площадей, опоясывающих Кремль и Китай-город. На Красной
площади сооружаются Исторический музей, Верхние торговые ряды и
Средние торговые ряды, на Воскресенской площади — здание Городской
думы, на Лубянской площади — Политехнический музей. В Китай-городе
застраивается Ветошный проезд (арх. А. Н. Померанцев) и строятся
замыкающие его перспективу со стороны Никольской ул. Новоспасские
ряды (арх. М. Н. Преображенский). Со стороны Никольской ул. к Театральному
проезду был пробит Третьяковский проезд, близ Владимирских ворот
Китай-города возводится часовня Пантелеймона, у въезда на Красную
площадь со стороны Охотного ряда — Лоскутная гостиница (все — арх.
А. С. Каминский). В остальных частях города преобладали здания в
европейских стилях. Разнообразие стилей всех форм не исключало единой
системы приёмов. В композициях кон. 19 в. независимо от назначения
здания (банк, пассаж, доходный дом, особняк или гостиница) господствовал
принцип гармонизации, при котором горизонтальные и вертикальные
элементы здания равнозначны. Ориентация по длине фасада композиций
уничтожила прерывистость улиц, которые стали выглядеть как фасад
одного здания. Во второй половине 19 века получает также распространение
демократический вариант «русского стиля», использующий формы народного
(крестьянского искусства и известный под названием «ропетовщина»
(по имени одного из ведущих представителей—И. П. Ро-пета),— «Погодинская
изба» (1850-е гг., арх. Н. В. Никитин). Таким образом, в застройке
Москвы этого периода древность сочетается с ультрасовременностью,
урбанизация с патриархальностью. На рубеже 19—20 вв. в моек, архитектуре
получил распространение стиль члюдеон». Ф. О. Шехтель, Л. Н. Кекушев,
И. А. Иванов-Шиц, И. П. Машков работали в духе интернационального
варианта чмодерна», И. Е. Бондаренко, А. В. Щусев — национально-романтического,
неорусского, В. В. Шервуд, В. И. Ерами-шанцев, И. С. Кузнецов, И.
Г. Кондра-тенко — рационального. В творчестве А. У. Зеленко особенности
позднего «модерна» переплетаются с тенденциями, близкими к экспрессионизму.
Все три направления «модерна» получили широкое развитие и представлены
большим числом сооружений. Особняки и доходные дома в стиле «модерн»
(наиболее ранняя, «стилизаторская» линия) появились на улицах традиционно-аристократич.
районов — на Поварской (ныне ул. Воровского), в переулках ул. Арбат,
ул. Пречистенки (ныне Кропоткинская ул.), отчасти на улицах купеческих
районов, на Мещанской ул, ул. Б. Полянка, Лужнецкой. Фабричные,
конторские, торговые и складские помещения, представляющие более
позднее, «конструктивное» направление «модерна», строились в большом
числе в центральных, деловых районах (на Кузнецком мосту, ул. Рождественке,
Мясницкой ул.) и на Окраинах. В начале 20 века всё более активным
компонентом застройки города становился рядовой жилой дом. Быстро
росла этажность жилых домов (10-этажный дом в Б. Гнездниковском
пер., 1912, арх. Э. Нирензее). Доходные дома в 8—10 этажей получают
распространение как в центральных районах, так и в удалении от них.
Одни характерны своеобразной пластикой объёмов, выразительностью
линейных очертаний, другие — строгим ритмом балконов, эркеров и
козырьков крыш. К сер. 1900-х гг. возник ещё один тип доходного
дома—с гладкими, облицованными глазурованной плиткой фасадами, подчёркнуто
строгим рисунком эркеров, с яркими майоликовыми плитками.