Архангельский собор замыкает линию застройки на Боровицком
холме. Северный и западный фасады его обращены на древнюю Соборную
площадь, южный - на Москву-реку. Существующий Архангельский собор
построен в 1505-1509 гг. Алевизом Новым. Постройка началась при
Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче.
До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный
еще Иваном Калитой в 1333 г. в память избавления Москвы от сильного
голода. В начале XVI в. его из-за теснощ разобрали и освободили
место для постройки более обширного храма. Стены собора, имеющие
три членения с севера на юг и пять членений с запада на восток,
завершаются зако- марами. Закомары украшены белокаменными раковинами,
а фасады - пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным
цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным
поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают
собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрашены
серебристой краскйй. o С восточной стороны к собору в конце XVI
- начале XVII в. были пристроены две одноглавые церковки - "святого
Уара" и "Иоанна Предтечи". Н'а севере и западе собор украшают резные
белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения. С южной,
западной и северной сторон были крытые галереи, сломанные в XVIII
в. (сохранилась галерея только с южной стороны). В конце XVIII в.
с северной стороны к собору архитектором М. Ф. Казаковым был пристроен
в готическом стиле портал, разобранный в 1920 г. С юго-западной
стороны к собору примыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826 г.
на месте бывшей "судной избы Архангельских вотчин", в которой чинился
суд над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. Подвалы этой
"избы" сохранились до наших дней. Во время нашествия Наполеона на
Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а-алтарь
использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены. После
разгрома наполеоновских полчищ собор восстановили в прежнем виде.
Кроме дневного света, собор освещается девятью позолоченными паникадилами,
сделанными в XVII в. Впервые собор был расписан вскоре после построения.
Некоторые фрагменты стенописи, открытые при-реставрации 1955 г.,
дают возможность предполагать, что выполнялась она мастерами школы
Дионисия. К 1652 г. первоначальная роспись сильно обветшала и была,
удалена вместе со штукатуркой. После этого собор расписали заново
(в 1652, 1660, 1666 гг.). Роспись собора производила большая группа
художников, вызванных в Москву -"для государева дела" из многих
русских городов - Костромы, Ярославля, Владимира, Вологды, Новгорода,
Устюга и др. В их числе - московские жалованные иконописцы Степан
Рязанец, Федор Козлов, Федор Зубов, Иван Филатов. Отбирал иконописцев
замечательный художник Симон Ушаков. Стенопись Архангельского собора
в целом выполнена в одной манере и носит литературно-повествовательный
характер. Она раскрывает некоторые стороны русского быта, ярко отражает
патриотическую борьбу русского народа за свою национальную независимость.
С огромным мастерством написаны батальные сцены, прославляющие подвиги
русских людей. Религиозная тематика в живописи отступает на второй
план. Большой интерес представляют условные изображения русских
князей. В них хорошо передан покрой княжеского платья, типичного
для древней Руси, разнообразие растительного и цветочного орнамента.
На юго-западном столбе изображен Александр Невский- герой Ледового
побоища (1242 г.), на северо-восточном - его сын Даниил Александрович,
при котором сложилось Московское княжество. На южной стене находятся
изображения московских князей Ивана Калиты и Димитрия Донского.
На протяжении ряда веков стенопись 1666 г. много раз прописывали
маслом (в 1773, 1826, 1853 гг.). О древней росписи забыли и считали,
что она не сохранилась. Центральную часть собора отделяет от алтарей
резной деревянный золоченый иконостас 13-метровой высоты. Он представляет
собой - образец резьбы по дереву XVIII XIX вв. В иконостасе размещены
памятники древней русской иконописи XV-XVII вв., среди которых выделяется
икона "Архангел Михаил", приписываемая Андрею Рублеву. Архангельский
собор еще со времени Ивана Калиты был усыпальницей великих московских
князей и царей. Самая древняя гробница - Ивана Калиты, умершего
в 1342 г., - находится у южной стены собора. Погребения .в соборе
продолжались до Петра I. Исключением является захоронение императора
Петра II, умершего в Москве от черной оспы в 1730 г. Всего в соборе
- 54 захоронения, или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя
захоронениями). Гро'бницы представляют собой надгробия из белого
камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени
похороненного князя или царя. В соборе похоронены Димитрий Донской
и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья
(гробницы в южном алтаре) и другие деятели русской истории. У правого
юго-восточного столба помещается рака сына Ивана Грозного-царевича
Димитрия, останки которого перенесены в собор царем Василием Шуйским
в 1606 г. из Углича. Над гробницей была сделана резная белокаменная
позолоченная сень. В 1955 г. ее реставрировали как памятник истории
и прикладного искусства начала XVII в. и вернули ей первоначальный
вид. Архангельский собор особо почитался великими князь ями и царями,
которые приходили сюда на поклонение своим предкам - после венчания
на царство, при отправ лении в поход, возвращении и т. д. o В собор
делались богатые вклады, целыми деревнями приписывались крепостные
крестьяне. Из архивных документов известно, что к Архангельскому
собору было приписано 18 тысяч крепостных крестьян. Архангельский
собор - замечательный архитектурно-художественный и исторический
памятник.