Между Грановитой палатой и Успенским собором расположена
небольшая одноглавая церковь Ризположения, построенная псковскими
мастерами в 1484—1486 гг.
Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения,
возведенной в 1451 г. митрополитом Ионой в память избавления Москвы
от нашествия татарских полчищ Мазовши. В ночь на 2 июля 1451 г.
татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное
добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага,
по церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало
с церковным праздником «Положения ризы». В память этого и была названа
церковь. В 1473 г. она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся
месте возвели новую кирпичную церковь на подклете ', обнесенную
с трех сторон открытой папертью-гульбищем. За ней осталось старое
название.
Церковь Ризположения сооружена в стиле ранне-московского
зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Глава
украшена геометрическим рисунком из кирпича. Стены по вертикали
разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным
поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса.
Три полукруглые апсиды8 расчленены тонкими полуколонками с белокаменными
деталями. Стены завершаются килевидными закомарами, а своды опираются
на четырехгранные столбы.
В XVII в. церковь была перестроена наделана четырехскатная
кровля. Паперть с западной и северной сторон перекрыли сводами.
По образовавшейся крытой галерее (существует до сих пор) женская
половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор.
В пожар 1737 г. церковь сгорела и была восстановлена архитектором
И. Ф. Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны
алтарные окна.
В XIX в. к церкви с южной стороны пристроили крытую
лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана
икона «Печерская божья матерь». Церковь поэтому тоже иногда называли
Печерской.
В советское время после сложной реставрационной
работы церковь получила первоначальный вид. Восстановлены западный
и северный порталы, шлемовидная глава, разобрана пристройка с южной
стороны, а с западной — Печерская часовня. Открыты древние апсиды
церкви Екатерины XVII в.
Внутреннее пространство церкви Ризположения небольшое.
Стены, столбы и своды в XVII в. были сплошь покрыты фресковой живописью
на церковно-библейскне темы. Эта живопись в более позднее время
записана масляной краской. В 1951 г. на южной стене и двух столбах
произвели пробную расчистку и открыли древнюю живопись. Сейчас работы
по расчистке и укреплению древней живописи продолжаются.
Большую художественную ценность представляет иконостас
церкви, приписываемый кисти художника Назария Истомина (1627 г.).
Паникадило работы котельных дел мастера Д. Сверчкова
датируется 1624 г. Четыре деревянных подсвечника, покрытых воском
и расписанных красками, сделаны в 1643—1645 гг.
Церковь Ризположения до 1653 г. была домовой церковью
патриархов; со времени патриарха Никона она стала дворцовой.
Сейчас церковь Ризположения охраняется как памятник истории и архитектуры
второй половины XV в.