На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский
дворец. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада
на восток на 125 м.
Дворец построен в 1838—1849 гг. группой русских архитекторов
— Д. Н. Чичаговым, П. А. Герасимовым, А. Н. Бакаревм, Ф. Рихтером
и др. — под руководством К. А. Тона. Дворец был временной резиденцией
императорской семьи во время пребывания ее в Москве. На этом месте
ранее стоял дворец XVIII в., построенный архитектором В. Растрелли.
С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным,
но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед
и образует наверху открытую террасу. Арочные окна, разделенные узкими
простенками, придают ему вид закрытой "галереи. Цоколь облицован
естественным татаровским камнем. Двухъярусный фасад второго этажа
расчленен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками
окон в стиле русской архитектуры XVII в. Помещения второго этажа
двусветные.
В центре здания над крышей возвышается трибун, который
завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей,
на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других —
часовые колокола. Сейчас действуют только часы. Затем идйт открытая
площадка, на которой установлен флагшток.
У парадного входа в Большой Кремлевский дворец расположен обширный
мраморный вестибюль с полированными колоннами из сердобольского
гранита.
Налево по коридору идет анфилада комнат — так называемая
Собственная половина, предназначавшаяся лично для императора. Здесь
— передняя, гостиная, кабинет, спальня и приемная. Все комнаты отделаны
мрамором, лепкой, росписью, украшены статуями, изделиями из фарфора
и прекрасной инкрустированной и золоченой мебелью.
Из вестибюля на второй этаж дворца ведет широкая
парадная лестница из ревельского камня. Ее обрамляют стены из прекрасного
искусственного мрамора.
На втором этаже по обе стороны главной лестницы
десять пилонов' из желтого коломенского мрамора обрамляют боковые
площадки-галереи. Справа висит картина, на которой изображена битва
Димитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 г.. Она написана
в 1850 г. французским художником А. Итоном, учеником П. Деляроша.
Перед лестницей — вход в аванзал. По бокам входа
стоят две хрустальные вазы в бронзовой позолоченной оправе работы
мастеров Петербургского императорского завода, высота их — 3 м.
Огромные двери высотой 5 м выполнены из орехового дерева без единого
гвоздя и без клея. Они представляют собой замечательный образец
работы- русских краснодеревцев.
Из аванзала высокие золоченые двери; богато украшенные
резным золоченым орнаментом, ведут в знаменитый Георгиевский зал,
который назван так в честь военного ордена Георгия Победоносца.
Это самый большой зал дворца после Зала заседаний. Его длина — 61
м, высота—г 17,5 м и ширина — 20,5 м.
Зал богато отделан лепниной. Его украшают 18 витых цинковых колонн,
покрытых орнаментом и увенчанных статуями побед с лавровыми венками
и памятными дачами. Одна из статуй олицетворяет воссоединение Украи-ны
,с Россией. Все статуи выполнены скульптором И. .П. Витали. Отделка
и лепные украшения зала посвящены победам русской армии в XV—XVIII
вв.
В высоких нишах продольных стен зала помещены мраморные доски, на
которых золотыми буквами- написаны названия прославленных воинских
частей и имена Георгиевских кавалеров. Среди них — имена известных
русских полководцев и флотоводцев А. В. Суворова, МИ. Кутузова,
Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова.
Мебель состоит из позолоченных банкеток, обтянутых
шелковым муаром расцветки Георгиевской ленты.
Через зеркальные двери Георгиевского зала мы попадаем
во Владимирский зал, названный в честь ордена св. Владимира. Этот
круглый зал XIX в. в дневное время освещается верхним светом. Отсюда
можно попасть в Теремной дворец, Золотую Царицыну палату и Грановитую
палату. Владимирский зал как бы связывает воедино дворцы четырех
столетий.