Северную сторону Соборной площади украшает один из
древнейших белокаменных храмов Кремля — Успенский собор.
Предшественник его — одноглавый каменный храм «Успения
божьей матери» — был построен при князе Иване Калите в 1326 г. по
просьбе митрополита Петра, который в это время перенес свою кафедру
из Владимира в Москву. Через полтора века храм пришел в ветхость
и разрушился.
Сооружение нового храма поручили в 1471 г. московским
мастерам И. Кривцову и Мышкину, но строительство полностью не было
осуществлено.
Настоящий собор построен в 1475—1479гг. под руководством
итальянского зодчего Аристотеля Фиоравантн, который хорошо изучил
русскую архитектуру, побывав во Владимире, Пскове, Новгороде и других
городах.
Образцом для храма послужил древний Успенский собор
города Владимира. В Успенском соборе Кремля ярко отразились мотивы
владимиро-суздальского зодче ства.
Стены собора сложены из белого тесаного камня, а
своды и основания глав — из кирпича. С наружной стороны стены расчленены
лопатками и завершаются закомарами .
С южной, западной и северной сторон собор на половине
высоты имеет пояс из колонок и арочек (по типу украшений владимиро-суздальских
храмов). Входы в собор обрамляют белокаменные расписные порталы,
уходящие уступами в глубь стены.
Пять золоченых глав завершают собор. Если древние
храмы XII—XIV вр. были полутемными и тесными помещениями, то Успенский
собор представляет собой просторный, высокий и светлый зал с круглыми
столбами, которые поддерживают легкие своды. «Была же та церковь,
— говорится в Никоновской летописи, — весьма удивительна величеством
и высотою, и светлостью, и звонкостью, и пространством; таковой
же прежде не бывало на Руси, кроме Владимирской церкви».
В 1514 г. собор был впервые расписан русскими художниками-иконописцами.
Живопись на стенах, сводах и колоннах выполнена минеральными красками
по. золотому полю. С тех пор она обновлялась много раз.
В 1642—1643 гг, как показывают письменные источники,
в росписи Успенского собора принимали участие 100 иконописцев из
Москвы, Устюга, Суздаля, Владимира. Главными мастерами по росписи
были жалованные иконописцы Иван и Борис Паисеины, Бажен Савин, Сидор
Поспелов и другие.
Древнейшая живопись выполнялась простейшими материалами.
Красками служили окрашенная земля, соки растений и другие продукты
естественного происхождения; для; скрепления красок использовались
растительный и животный клей, известь и яйцо.
Если художник писал минеральными красками по сырой
штукатурке, то такую живопись называли фреской; если естественные
краски наносили на поверхность сухой штукатурки, то это называлось
темперой.
В XVIII—XIX вв. роспись обычно производилась маслом
(как, например, во всех кремлевских соборах). В течение XIX в. живопись
Успенского собора обновлялась маслом три раза.
В начале XX в. в соборе расчистили стенопись. На
южной стене, двух столбах и в некоторых других местах была открыта
древняя живопись.
В 1949—1950 гг. в соборе были произведены большие
реставрационные работы по укреплению и промывке живописи.
Центральная часть собора отделяется от алтаря пятиярусным
иконостасом высотой около 16 м, покрытым в конце XIX в. чеканным
позолоченным серебром. В иконостасе размещены прекрасные образцы
древнерусской живописи.
Иконы Успенского собора представляют огромную художественную
и историческую ценность. В большинстве своем они принадлежат кисти
русских художников XIV—XVII вв.
Древнейшим памятником живописи является икона «Владимирская
богоматерь» византийского письма XI в. Первоначально она находилась
в Киеве, в 1155 г. была перевезена во Владимир князем Андреем Бого-любским,
а в 1395 г. князь Димитрий Донской привез ее в Москву и установил
в Успенском соборе. Несмотря на религиозный сюжет, художник показал
в образе богоматери большую человечность, чувства материнства, скорби
и любви.
Икона «Георгий» написана новгородским художником
в XII в. Она считается одним из выдающихся памятников древнерусской
живописи. Почти реалистически написал художник образ воина-победителя.
До 1935 г. изображение было закрыто малярными красками. Его открыли
художники - реставраторы, осторожно удалив малярные краски и закрепив
красочный слой XII в.
Замечательным памятником русского искусства XIII—
XIV вв. является икона «Троица». Ее приписывают кисти неизвестного
русского художника дору-блевской эпохи.
На протяжении ряда лет икона неоднократно поновлялась,
происходило наслоение красок. Последние записи относятся к XVIII—
XIX вв. В 1946 г. художники - реставраторы в двух местах удалили
поздние краски и обнаружили живопись XIII—XIV вв. Открытый фрагмент
(голова ангела с белым нимбом на золотом фоне) отличается поразительной
красотой и совершенством исполнения.
В Успенском соборе сохраняется и много других интересных
памятников изобразительного искусства, которые как самые почитаемые
«святыни» были привезены сюда из удельных княжеств в период образования
централизованного Русского государства.
За иконостасом в XIX в. была построена многоярусная
металлическая лестница — хоры. По предположению, здесь размещался
соборный хор во время богослужений. Хоры соединяются с Похвальским
приделом', расположенным в юго-восточной стороне собора. Здесь сохраняется
стенопись XVI в., приписываемая кисти известного русского художника
Дионисия.
Для большего воздействия на народные массы русские
церкви обильно украшались всевозможными предметами декоративно-прикладного
искусства — художественным шитьем, резьбой по дереву и кости, чеканкой
и литьем из металла. Подобные предметы можно видеть и в Успенском
соборе.
У южного входа находится уникальный памятник резьбы
по дереву — трон, или царское место, Ивана Грозного, сделанный в
1551 г. русскими мастерами. Он известен под названием «Мономахов
трон». Трон покрыт резьбой и рельефными надписями, которые излагают
предание о перенесении из Царьграда (Константинополя) в Москву древних
царских регалий, о походе воинов Владимира Мономаха во Фракию и
т. д.
В юго-западном углу стоит бронзовый шатер"
ажурного литья. Он выполнен в 1627 г. котельных дел мастером Димитрием
Сверчковым. В шатре находится рака патриарха Гермогена, замученного
польско-шляхетскими интервентами в 1609 г.
У южного столба располагается древнее каменное Патриаршее
место, а у северного — так называемое Царское место.
Интереснейшим памятником прикладного искусства древней
Руси являются южные двери собора. Они покрыты медными листами, на
которых, на фоне черного лака, написаны золотом двадцать изображений
на библейские темы.
Собор освещается высокими узкими окнами, расположенными
в два яруса, а также 12 паникадилами, изготовленными из позолоченной
бронзы в XVII и XIX вв. Центральное паникадило сделано из серебра,
отбитого у наполеоновских войск в 1812 г.
При нашествии Наполеона на Москву собор был разграблен
французскими войсками и превращен в конюшню, иконы древнего письма
использовались как дрова. Из собора было похищено 18 пудов (около
300 кг) золота и 325 пудов (более 5 т) серебра.
Успенский собор был главным храмом древней Руси,
отражавшим мощь и величие централизованного Русского государства.
Здесь совершались все торжественные церемонии, оглашались государственные
акты, приносились присяги, венчались на царство русские цари и короновались
императоры. Здесь Иван Грозный первый получил титул царя.
Кроме того, Успенский собор был усыпальницей московских
митрополитов и патриархов. Гробницы митрополитов—от Петра (1326
г.) до Адриана (1700 г.) — стоят вдоль стен собора. В алтарной части,
в приделе Петра и Павла, находится рака митрополита Петра — основателя
Успенского собора. Над гробницей — металлическая сень XIX в.
Прекрасные архитектурные пропорции, красота древней
живописи, искуснейшее литье и резьба, богатые золотые и серебряные
оклады икон, многочисленные люстры — все это придает храму особую
нарядность и торжественность.